Дистанционное обучение детей с ОВЗ
На сайте подведомственного Минпросвещения России учреждения — ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» — «Дистанционное обучение детей с ОВЗ» размещены и доступны для скачивания методические материалы в следующих разделах: «Нарушения речи»:
- Методические рекомендации по реализации предметных курсов для педагогов (вариант 5.1.);
- Методические рекомендации по реализации предметных курсов для педагогов (вариант 5.2.).
«Нарушения слуха»:
- Методические рекомендации для родителей по обучению чтению детей с нарушением слуха 1,5-4-х лет «Учимся читать»: методика обучения глобальному и аналитическому чтению (с дидактическим материалом). «Задержка психического развития (ЗПР)»:
- Методические рекомендации для родителей по организации рабочего пространства ребенка с ЗПР в условиях дистанционного обучения «Как организовать учебный день ребенка с задержкой психического развития в условиях дистанционного обучения».
«Расстройство аутентического спектра (РАС)»:
Методические рекомендации, обеспечивающие дистанционное сопровождение родителей:
- Рекомендации по домашнему воспитанию ребенка с РАС;
- Рекомендации по использованию совместной игры в развивающих занятиях с ребенком с РАС;
- Рекомендации по использованию совместного чтения в развивающих занятиях с ребенком с РАС;
- Рекомендации по использованию совместного сюжетного рисования в развивающих занятиях с ребенком с РАС.
«Интеллектуальные нарушения»:
- Методические разработки видеоуроков: предметная область «Искусство» — методические разработки уроков по изобразительному искусству (АООП, вариант — 1): 1 класс — «Сказочный домик»; 2 класс — «Кораблик»; 3 класс — «Символ России. Берёза».
- Методические разработки видеоуроков: предметная область «Технология» — методические разработки уроков по ручному труду (АООП, вариант — 1): 1 класс — работа с бумагой, аппликация «На лугу»; -2 класс — работа с бумагой, аппликация «Собачка»; 4 класс — работа с пластилином «Крокодил».
- Методические разработки видеоуроков: по профильному труду (швейное дело) (АООП, вариант — 1): 5 класс — «Швейная машина. Подготовка к работе»; 5 класс — «Хлопчатобумажные ткани»; 8 класс «Подготовка кроя к обработке».
- Методические разработки видеоуроков: предметная область «Язык и речевая практика» методические разработки уроков по русскому родному языку (АООП, вариант — 1): 2 класс — «Слова, обозначающие действия предмета»; 3 класс «Предлоги»; класс — «Предложение. Понятие о предложении»; 4 класс — «Определение предмета по его признакам»; 4 класс — «Предложение»; 4 класс — «Предложения разные по интонации»; 5 класс — «Главные и второстепенные члены предложения»; 5 класс — «3-е склонение имени существительного. Повторение»; 8 класс — «Деловое письмо. Анкета»; 8 класс — «Знаки препинания при обращении».
- Методические разработки видеоуроков: предметная область «Язык и речевая практика» — разработки видео уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация (АООП, вариант — 2): 2 класс — «Звук и буква Л»; 2 класс — «Чтение слогов и слов с буквой Л»; 2 класс — «Называние и показ слов со звуком В»; 4 класс «Составление и чтение слогов с буквой Ш».
- Методические разработки видеоуроков по чтению (АООП, вариант — 1): 4 класс — «Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»; 5 класс — Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата»; 6 класс — «Работа над выразительным чтением биографии Р. Киплинга»; 8 класс — «Биография В.М. Шукшина»; 9 класс — «Биография Эрнеста Сентон-Томсона. Жизнь и творчество писателя»»
- Методические разработки видеоуроков: предметная область «Математика» — методическая разработка уроков по математике (АООП, вариант — 1): 2 класс — «Сравнение именованных чисел»; 2 класс — «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Прибавление числа»; 4 класс — «Решение задач на увеличение и уменьшение — уменьшение числа на несколько единиц»; 4 класс — «Деление на 3»; 4 класс — «Вычитание с переходом через разряд»; 5 класс — «Нахождение неизвестного вычитаемого»; 5 класс — «Умножение деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд»; 7 класс — «Умножение и деление многозначных чисел на двузначное число»; 8 класс — «Умножение и деление обыкновенных дробей»; 9 класс — «Сокращение дробей».
- Методические разработки видеоуроков: предметная область «Математика» — методическая разработка уроков по предмету «Математические представления» (АООП, вариант — 2): 4 класс — «Число и цифра 5».
- Методические разработки видеоуроков: предметная область «Человек и общество» (АООП, вариант — 1) — методическая разработка уроков по предмету «Основы социальной жизни» (АООП, вариант — 1) 5 класс — «Сервировка стола»; 6 класс — «Учимся писать письма» — 8 класс — «Оплата жилья, коммунальных услуг»;
- Методические разработки видеоуроков: предметная область «Естествознание» — методическая разработка уроков по предмету «Мир природы и человека» (АООП, вариант — 1): 3 класс — «Профилактика простудных заболевание»; 4 класс — «Режим дня»
- Методические разработки занятий коррекционно-развивающей области — Логопедические занятия АООП (вариант — 1): 2 класс — «Мягкий знак в конце слова»; 2 класс — «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда»; 2 класс — «Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слов и слогов»
- Развитие психомоторики и сенсорных процессов АООП (вариант-1): 2 класс — «Цвет и форма в окружающем мире»; 2 класс — «Время года — лето. Дни недели. Классификация по форме, цвету. Нелепицы»; 3 класс — «Признаки времён года. Дни недели. Развитие памяти и слухового внимания»
- Методические разработки занятий коррекционных курсов: предметно- практические действия АООП (вариант-2): 2 класс — «Закрепление основных цветов»; 4 класс — «Геометрические фигуры»; 6 класс — «Головоломки»
- Задания для самостоятельной работы обучающихся с ТМНР АООП (вариант — 2): предметная область «Математика» — предмет «Математические представления» — 2 класс; предметная область «Окружающий мир»» — предмет «Окружающий природный мир» — 2 класс
- Задания для обучающихся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) на дому для обучающихся 4 класса: предметная область «Окружающий мир»» — предмет «Человек», «Домоводство».
- Методические рекомендации по проведению уроков в режиме дистанционного обучения с обучающимися с ОВЗ (на примере урока «Мир природы и человека» с обучающимися 2 класса с умственной отсталостью).
- Методическое пособие для специалистов системы ранней помощи «Педагогическая работа с семьей слепого ребенка первых лет жизни, находящейся в условиях самоизоляции», в разделе «Интеллектуальные нарушения»:
- Методические рекомендации на примере урока по предмету «Окружающий природный мир» (1.2 классы СИПР);
- Методические разработки уроков: предметная область «Искусство», изобразительное искусство (АООП, вариант — 1): 4 класс «Разноцветные краски», 5 класс «Дымковская игрушка»
- Видеоуроки по профильному труду «Столярное дело» (АООП, вариант — 1): 8 класс — «Пороки и дефекты древесины» 8 класс — «Разметка и выпиливание криволинейной поверхности» 8класс — «Ручной электрофицированный инструмент», 9 класс — «Деревообрабатывающие станки»
- Видеоуроки по профильному труду «Строительное дело» (АООП, вариант — 1)
- класс — «Нанесение первого окрасочного слоя»;
- класс — «Штукатурио-малярные инструменты»;
- класс — «Виды штукатурных растворов»
- Видеоуроки по профильному труду «Строительное дело» (АООП, вариант — 1)
- Видеоуроки по истории (АООП, вариант — 1): 7 класс — «Сергий Радонежский»
- Видеоуроки по географии (АООП, вариант — 1): 6 класс — «Полезные ископаемые» 6 класс — «Реки Лена и Амур» 6 класс — «Реки Сибири: Обь и Енисей» 6 класс — «Реки Дон, Днепр, Урал» класс — «Река Волга» «Зона субтропиков», «Реки и озёра Азии», «Растительный мир Московской области»
- Видеоуроки по природоведению и биологии (АООП, вариант — 1): 5 класс — «Кто всем руководит?»
- класс — «Здоровый образ жизни»
- класс — «Что мы знаем о почве»
- класс — «Растения — живой организм»
- Учебно-дидактический материал, задания по учебным предметам и коррекционным курсам:
- Видеоуроки по природоведению и биологии (АООП, вариант — 1): 5 класс — «Кто всем руководит?»
- ИЗО — технологические карты (лепка, рисование, аппликация)
- Человек — технологические карты (гигиена тела, одевание/ раздевание)
- Инфографика для создания электронного альбома «Все обо мне»;
- Домоводство: технологические карты по уходу за вещами, уборке, приготовлению пищи (это актуально для организации занятости ребенка дома).
- Методические рекомендации по реализации коррекционных курсов в условиях дистанционного обучения обучающихся с ТНР (вар.5.2.).